Книги

Влад В. Головач. Дизайн пользовательского интерфейса: искусство мыть слона

Еще хуже дело со словом «юзверь». Скажу искренно — если вы его употребляете, вы никогда не сможете сделать хорошего интерфейса. С вами уже всё кончено; ваше сознание безнадежно ущербно. Если на этом месте вы почувствовали горячее желание меня переубедить и доказать мне, что слово «юзверь» вполне приемлемо, воздержитесь.

Влад Головач. Дизайн пользовательского интерфейса

Онлайн-книга Влада Головача «Дизайн пользовательского интерфейса: искусство мыть слона» относится к числу редких отечественных книг по этой тематике.

В категоричной и оригинальной манере изложения автор пытается научить своего читателя проектной деятельности (дизайну интерфейсов), попутно рассматривая различные методики, эвристики поведения дизайнеров, собственные наработки и многолетний опыт.

По структуре изложения книга представляет собой набор тезисов, обрамленных дополнительными и иллюстрирующими материалами. Вот эти тезисы:

  • Ничего готового нету; готовыми вещи становятся вынужденно.
  • День, когда вы только добавили что-то хорошее, но не исправили что-то плохое, — потерянный день.
  • Всё недостаточно хорошее — плохое. Поскольку улучшить можно всё, всё — плохо.
  • Записывайте всё, в частности, совершенные вами ошибки. Нет лучшей гарантии, что вы их не повторите.
  • Планируйте как можно меньше, начинайте проектировать интерфейс как можно раньше, зато переделывайте почаще.
  • Перед тем, как приступать к работе, узнайте, что хуже всего сейчас и начните с решения именно этой проблемы.
  • Если вы не превращаете свои знания в конкретные проектные шаги — это бесполезные знания.
  • Не задавайтесь общими, принципиальными проблемами, пока вы хотя бы трижды не нашли их частное решение.
  • Занимайтесь только той оптимизацией интерфейса, которая улучшает продукт.
  • Лучше принести заказчику приятный сюрприз, чем неприятное открытие.
  • Не менее трети всех интерфейсных решений либо работают гораздо хуже ожидаемого, либо вообще неработоспособны.
  • Повесьте перед своим рабочим местом табличку «В моих интерфейсах есть проблемы, о которых я ничего не знаю».
  • Без тестирования сделать действительно хороший интерфейс можно только случайно и только если интерфейс маленький.
  • Интерфейс хорош, если он:
    • «удобный», «простой» и «юзаб(и)(e)льный»;
    • обладает высокими эргономическими показателями;
    • оптимизирован под своих пользователей;
    • оптимизирован под задачи пользователей;
    • оптимизирован под мотивы пользователей;
    • обладает высокими показателями юзабилити;
    • адекватен деятельности пользователей;
    • коммерчески успешен.
  • Полезно составить список мотивов целевых пользователей и просто сравнить их со списком задач. Даже это помогает лучше оценить адекватность и полноту списка задач.
  • Хороший интерфейс — это сексуальный интерфейс. Сексуальный интерфейс — это интерфейс, который хочется иметь.
  • Проверяйте на оправданность все интерфейсные операции, удаляйте необязательные и исправляйте слишком уж трудоемкие.
  • Вы делаете довольным заказчика, для чего вам нужно сделать хороший интерфейс для пользователей.

В заключение автор приводит небезынтересный с практической точки зрения список из 8 вопросов, которыми должен задаваться проектировщик все время работы над проектом:

  1. Можно ли ускорить взаимодействие пользователя с этим интерфейсом?
  2. Где в этом интерфейсе места, которые могут продуцировать человеческие ошибки? Можно ли изменить эти фрагменты?
  3. Что в этом интерфейсе не способствует обучению? Что пользователю нужно знать, чтобы успешно взаимодействовать с этим интерфейсом? Есть ли в этом перечне что-то, чего сам интерфейс не сообщает пользователю? Эти три вопроса нужно задавать себе по очереди. Если после ответов видно, что интерфейс надо менять, остальные вопросы нужно задать себе снова после переделки. Если на все три вопроса удалось дать отрицательный ответ, переходим к следующей порции вопросов из остальных концепций качества:
  4. Известно ли мне о пользователях что-нибудь, что делает этот интерфейс плохим?
  5. Удовлетворяет ли этот интерфейс все известные мне мотивы пользователей?
  6. Совместим ли этот интерфейс со средой, в которой работают пользователи?Если и по этим вопросам всё хорошо, переходим к проверке, как выполняются в интерфейсе задачи пользователей.
  7. Соответственно, этот вопрос звучит как «Есть ли задачи, которые неэффективно отрабатываются интерфейсом?». Как правило, достаточно проговорить вслух (а ещё лучше написать), как в этом интерфейсе пользователь выполняет все свои задачи (лучше всего писать о себе, а не о абстрактном пользователе, например «Из меню Документ я открываю окно настроек зета-преобразования, ввожу значение 40 в поле Количество человеков, затем открываю…»). Как правило, такая проверка выявляет множество несоответствий или попросту пропущенных кусков. Если это произошло, возвращаемся к самому первому вопросу. Если нет, задаем себе последний вопрос:
  8. Сексуален ли этот интерфейс и можно ли его сделать ещё сексуальнее?

Эту книгу можно смело рекомендовать всем тем, кто только начинает разбираться в вопросах проектирования интерфейсов. В ней изложены не только основы профессии, но и принципы человеческого отношения к этому делу. Кроме этого, книга будет чрезвычайно полезна списком литературы для самостоятельного изучения, который расположен в самом конце.

Для профессионалов интерес представляют анализ существующих стандартов, методология и оригинальный авторский взгляд умудренного опытом человека.

Скачать или читать онлайн

Об авторе

Влад ГоловачВлад Головач
Вместе с Александром Белышкиным основал Usethics, первую в России юзабилити-компанию. По всей видимости, спроектировал больше интерфейсов, чем кто-либо другой в России (и руководил разработкой ещё большего числа интерфейсов). Автор первой оригинальной русскоязычной книги о дизайне программных интерфейсов (более недоступна; это её вторая, полностью переработанная версия).

Реклама
Стандартный

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s