Матчасть

Как вывести пользователей на чистую воду?

В процессе целеориентированного проектирования взаимодействия есть обязательный этап исследований. На этом этапе главными понятиями являются: цели, мотивы и задачи.

Исследуя людей и их поведение, иногда довольно трудно понять, что правильно, а что — нет. Многие врут вам как исследователю. Другие врут сначала сами себе, а потом уже и вам.

Очень важно на этом этапе:

  • не поддаться на лживые утверждения или удобные формулировки;
  • разглядеть истинные мотивы и цели исследуемых людей;
  • понять, как люди в действительности выполняют свои ежедневные задачи;
  • чем они руководствуются, что ими движет;
  • и, конечно, не внести в результаты частичку самого себя, своего мнения, остаться беспристрастным.

Если допустить ошибку на этом первом шаге, то в дальнейшем, проходя через все последующие этапы разработки, она разбухнет как снежный ком теплой зимой.

Метод

Другие люди не похожи на меня. Они совсем не такие, как я. И для того, чтобы разложить все по полочкам и не запутаться в том, где задачи, где мотивы, а где — цели, мне помогает метод аналогии с криминальной историей.

Если провести параллели и посмотреть на человека, вовлеченного в какой-либо процесс взаимодействия, как на преступника, то многое становится понятно и очевидно.

Мне кажется, что на этапе исследований проектировщик очень похож на детектива, который расследует преступление и пытается понять цели и мотивы преступника. Он подобен следователю, которому требуется выяснить почему, зачем, как и с помощью каких средств было совершено преступление.

Проектировщик Коломбо

Отсюда следует, что пользователь, в свою очередь, очень похож на подозреваемого — у него тоже есть цели, мотивы и задачи.

Такой взгляд на вещи позволяет найти точку опоры в процессе исследований. Он дает возможность определить правдивость первичной информации, которую мы получаем от исследуемого объекта, а также оценить корректность выводов, сделанных на основе этой информации.

Для этого в процессе исследования нужно следовать принципам хороших сыщиков:

  • не верить людям на слово, перепроверять данные и факты;
  • внимательно относится в противоречивым элементам, разрешать несостыковки;
  • пытаться собрать как можно больше информации, не экономить на объемах входящих данных;
  • делать только аргументированные выводы;
  • помнить о морали, соблюдать приличия, уважать исследуемых людей;
  • быть готовым оказаться неправым, помнить о презумпции невиновности;
  • гордиться своей работой, с честью ее выполнять,
  • и многое другое.

Полный список правил поведения можно почерпнуть, например, из книг и кинофильмов.

Также предложенная аналогия охватывает и проясняет суть основных понятий этапа, озвученных в начале этого поста.

Цели

Цели — это то, зачем люди пользуются вашей программой или сайтом. Цель преступника — это то, зачем он совершает преступление.

Преступнику могут быть нужны: деньги, молчание свидетеля, чувство отмщения и так далее. Человеку, который использует программу или сайт, надо: решить уравнение, купить товар, посмотреть кино и тому подобные вещи.

Важным аспектом является разница между «человек хочет» и «человеку надо». В каждом конкретном случае определение нужды или желания может сказать о целях довольно много полезного.

И преступника, и пользователя к достижению целей толкают мотивы. Что же такое мотивы?

Мотивы

В жизни у людей много разных целей. Некоторые из них могут иметь иерархическую зависимость. Достижение одних целей служит для достижения других целей.

Таким образом, можно говорить о пирамиде целей, в которой нижние слои необходимо достигнуть для достижения целей, расположенных в более верхних слоях.

Отсюда следует, что мотивы — это просто вышестоящие цели. То есть, это тоже цели, но более высокого уровня и приоритета. Они отвечают на вопрос «почему?».

Преступник достал пистолет и направил его на жертву. Его цель в данном случае — убить человека, а мотив — получить наследство. Достижение одной цели необходимо для достижения второй.

Пользователь составляет таблицу. Его цель в работе — сформировать и распечатать квитанцию. Его мотив — оплата коммунальных услуг. Одно для другого, а не наоборот.

Самое сложное — не спутать мотив человека с его целями в работе. Для этого необходимо выстраивать цепочки причинно-следственных связей между целями, и все встанет на свои места.

Зная, как отличить цели от мотивов, перейдем к задачам.

Задачи

Как пишет Алан Купер, цели постоянны, а задачи могут изменяться в зависимости от используемых технологий и других факторов. В этом их главное отличие.

Например, цель человека заключается в том, чтобы оповестить другого человека о произошедшем событии. Задачи — это то, что должен сделать человек для достижении этой цели.

Варианты могут быть самыми разными:

  • разжечь сигнальные огни,
  • отправить телеграмму,
  • позвонить по телефону,
  • отправить обычное письмо,
  • отправить электронное письмо
  • и так далее.

Любая из предложенных задач может привести к выполнению цели. В этом логика работы приложений и веб-сайтов.

Преступник тоже совершает ряд действий, ведущих к реализации его замысла. Он строит план, стирает отпечатки пальцев, подбрасывает ложные улики, стреляет, открывает сейф, прячет тело и так далее. И все для того, чтобы, например, получить наследство.

Задачи не самодостаточны, они всегда выполняются для достижения каких-либо целей. Задачи иллюстрируют процесс, а цели — результат этого процесса.

Резюмируя

Настоящий проектировщик (точно так же, как и настоящий сыщик) не должен останавливаться до тех пор, пока не выяснит все истинные цели, мотивы и задачи пользователей. Он не успокоится, пока не соберет всю необходимую «доказательную базу» и не закроет все белые дыры в пазле «картины преступления».

Реклама
Стандартный

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s