Статьи

Превентивный AJAX

Заработался, блин.
Залез на порно-сайт…..
Забыл, зачем залез, и начал выкачивать исходники их страниц, дабы посмотреть как у них реализован Ajax на сайте =(

— bash.org.ru/quote/393929

Про технологию AJAX широко заговорили в далеком 2005 году после запуска сервиса Google Maps и Google Search Suggestions. Тогда же с легкой руки Adaptive Path и Джесси Гаррета (JESSE JAMES GARRET) появился и сам термин «Асинхронный JavaScript и XML». Сокращенно — AJAX.

Главной фишкой, которая покорила веб-разработчиков в реализации Google Maps, была автоматическая подгрузка кусочков изображений (тайтлов) вокруг той части карты, которое отображается посетителю. Таким образом сайт в фоновом режиме заблаговременно подготавливал информацию, которую с большой вероятность посетитель запросит в скором времени.

Эта была чистой воды контекстная адаптация к изменяющимся целям пользователей и превентивная реакция на их действия.

К сожалению, в тот момент веб-разработчики (и я в их числе, чего уж греха таить) сконцентрировали все свое внимание на возможности загружать контент асинхронно и почти не обратили внимание на не менее важную адаптационную и превентивную составляющую прецедента. Видимо, так уж устроены мозги в головах программистов, и с этим ничего не поделаешь.

И дальше началось. Все кинулись делать свои сайты быстрее, современнее, мощнее.

В сети появилось множество статей, раскрывающих всю «сложность» кроссбраузерной реализации «новой» технологии (96 года). Полки магазинов быстро заполонили книги типа «AJAX и PHP», которые несомненно покупались и окупались. Этот информационный бум в свою очередь породил толпы «программистов на АЯКСЕ», которых по убогости можно сравнить разве что только с «программистами на jQuery».

Усилиями маркетологов и веб-студий произошел исторический перекос в сторону клиентской части. Вместе с изменениями в парадигме построения обычных веб-сайтов, в интернет-среде появились и прочно вошли в нашу жизнь сложные веб-приложения, которые выставили перед вендорами повышенные требования к производительности.

Браузеры, получив такой своеобразный пинок под зад, бросились наращивать мощности движков. С неистовой силой завертелось колесо веб-стандартов и инициировало большой взрыв новых технологий типа HTML5 и CSS3.

Апогеем AJAX-эпопеи можно назвать дыры растерянности в головах обычных людей, оставшиеся после hash-bang-модификаций и без этого не всегда понятных URL-ов. Парадигму полностью скриптовых сайтов подхватили мастодонты интернет-пространства типа Twitter’а и сервисов Google, задав курс и темпы развития для игроков поменьше.

Дело дошло до того, что поисковикам даже пришлось договариваться с разработчиками об индексации AJAX-сайтов.

Технология переросла в моду.

И что в итоге? Мы как ждали того момента, когда страница загрузится, так ждем и сейчас. Только теперь мы ждем асинхронной доставки контента без перезагрузки страниц. По всему интернету полно крутящихся и извивающихся прелоадеров!

Хочется спросить, а где же реальная польза от AJAX?

Да, мы экономим трафик, не загружая страницы полностью. Да, мы уменьшаем нагрузку на сети и серверы, передавая только минимально необходимые наборы данных. Да, оба предыдущих пункта косвенно сокращают время выполнения запросов от клиента к серверу и доставки контента обратно, от сервера в браузер.

Но ведь это все не видно нашим клиентам, не так ли?

Мне кажется, что пришло время развернуть технологические оглобли AJAX в сторону интересов посетителей наших сайтов. Время вернуться к истокам и заставить AJAX работать в пользу конечных потребителей. Время вспомнить, для чего на самом деле Google Maps незаметно подгружает кусочки карт.

Сегодня рост безлимитных каналов в большинстве случаев снимает с разработчиков былую ответственность за избыточность данных, загружаемых на клиентскую сторону. Не надо экономить на спичках, если мы можем избавить пользователя от раздражающего ожидания и гипнотической анимации.

Я призываю всех веб-разработчиков начинать думать на шаг вперед, прогнозировать поведение своих пользователей, создавать и использовать при проектировании контекстные пользовательские сценарии. Правильно проработанные сценарии подскажут где, как и когда следует использовать асинхронную загрузку в качестве средства, способного сделать наши продукты действительно более быстрыми, умными и услужливыми.

В борьбе за клиента побеждает тот, кто обеспечивает более качественный сервис, а не тот, кто просто подгружает кирпичи текста по клику на псевдо-ссылку.

Мне кажется, что это хорошее бизнес-обоснование для использования известных технологий по-другому и на все 100% их потенциала. И это отличный повод каждому веб-разработчику взять на вооружение превентивный AJAX.

Реклама
Стандартный

2 ответ. на "Превентивный AJAX"

  1. Вопрос: Хочется спросить, а где же реальная польза от AJAX?
    Ответ: Да, мы экономим трафик, не загружая страницы полностью. Да, мы уменьшаем нагрузку на сети и серверы, передавая только минимально необходимые наборы данных. Да, оба предыдущих пункта косвенно сокращают время выполнения запросов от клиента к серверу и доставки контента обратно, от сервера в браузер.

    Клиент должен смотреть как «касса звенит» и мне кажется это не задача программиста.

    • Если посетитель сайта получит более качественный сервис, если ему предоставят более быстроработающую и удобную услугу, то касса владельца сайта зазвенит еще сильнее. Не так ли?

      Превентивный AJAX напрямую способствует повышению качества любого сервиса. Поэтому результат работы программиста напрямую определяет доходность разрабатываемого продукта.

      Другое дело, что не всегда программист сам в состоянии правильно поставить себе задачу. И тут ему на помощь должен прийти заказчик, который внесет в проект свои бизнес-ограничения и цели.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s